10 бизнес-моделей для социального предприятия

С чего начинается бизнес? Некоторые теоретики отвечают, что с идеи. Практики утверждают, что с первых продаж. Ясно одно – без понимания модели бизнес-проекта даже самой прекрасной идее не встать на рельсы успеха, и даже активные стартовые продажи не спасут ситуацию.

Итак, что же такое бизнес-модель? Это лаконичная логическая схема структуры построения бизнеса. То есть в ней заложена жизнеспособность продукта или компании, и она объясняет, как компания работает, зарабатывает деньги и как она намеревается достичь своих целей. Расходы, доходы, ценообразование, покрытие кассовых разрывов, отстройка от конкурентов – все это закладывается в бизнес-модели и потом уже подробно расписывается в бизнес-плане.

Просчитать все нюансы, не имея опыта, очень трудно. Но не обязательно начинать с нуля. Можно использовать уже готовые решения, подстроив их под свои исходные данные. Ниже 10 известных бизнес-моделей, которые можно взять за основу.

Кстати, некоторые эксперты советуют "примерить" свою идею ко всем типам бизнес-моделей – это позволит взглянуть на нее под другим углом и, возможно, даст совершенно новый вектор для развития. Это здорово!

Freemium

Эта бизнес-модель предполагает, что вы бесплатно или за символическую цену предоставляете часть продукта или базовые услуги, но взимаете плату за дополнительные. То есть у клиента есть бесплатный доступ, например к вашим социальным услугам, но за дополнительные, углубленные, ему нужно будет заплатить.

Эту модель выгодно применять, когда важно, чтобы порог входа для использования продукта или услуги был максимально низким. Главная задача – распространять информацию о продукте.

По такой модели работают многие онлайн-игры, приложения, антивирусные программы.

"Аренда вместо покупки"

Это одна из старейших в мире бизнес-моделей, зародившаяся еще в Древнем Риме, когда коров стали не продавать, а сдавать.

Суть модели в том, что клиент не покупает продукт, а арендует его. Часто эта модель применяется в сфере недвижимости, прокате автомобилей, оборудования, технических средств реабилитации и т. д.

Кстати, самым популярным товаром в истории США стал принтер Xerox 914 как раз благодаря этой бизнес-модели. Для потенциальных покупателей он был слишком дорог, и тогда компания стала сдавать его в аренду за 95 долларов в месяц. Такой ход повлек настоящий бум спроса, Xerox просто не справлялась с объемами производства.

Шеринг-тенденция, когда люди хотят пользоваться вещами, но им не обязательно за это платить, становится все более популярной.

Аукцион

Бизнес-модель "Аукцион" строится на нетипичном ценообразовании, когда стоимость определяется не только самим продавцом, но и покупатели активно влияют на конечную цену товара или услуги. Продажи начинаются с того, что потенциальный покупатель делает свою ставку, потом ее делает следующий. В конечном итоге эта модель позволяет продавать по максимальной цене, приемлемой для клиентов.

Одним из пионеров в этой области стал аукционный сайт eBay, на котором люди и компании со всего мира продают самые разнообразные товары и услуги. По этой модели можно как продавать свои товары, так и создавать торговую площадку.

Аукцион наиболее эффективен в тех сферах, где речь идет об интеллектуальной собственности, а также это могут быть художественные галереи, креативные пространства, мануфактуры, производство товаров ручной работы, в том числе людей с ОВЗ, сувенирной продукции и т. д.

Без излишеств

В соответствии с этой бизнес-моделью берется существующий продукт или услуга, сокращается до минимума (то есть с удалением всех излишеств) и продается по низкой цене, охватывая больший рынок сбыта.

Главная цель этого пути – объять как можно более широкую целевую аудиторию и минимизировать затраты. Что поделать, модель особенно выгодна в кризис. С ее помощью можно минимизировать затраты даже при оказании услуг: ввести самообслуживание, цифровизацию, оптимизировать расходы и т. д.

Примеров мы знаем много: появление лоукостеров, супермаркетов-дискаунтеров, удешевление производства автомобилей, возникновение ресторанов быстрого питания.

И даже в социальном бизнесе эта модель дает интересные результаты. Например, сеть индийских офтальмологических клиник Aravind Eye Care System. Пациенты могут получить первоклассное лечение и хирургические операции в любой из клиник. При этом эти центры проводят тысячи бесплатных операций для бедных людей. Бесплатные операции финансируются за счет более крупных поступлений от состоятельных пациентов, которые могут оплатить услуги Aravind по рыночным ценам. Кроме того, клинику поддерживает индийское правительство.

Кастомизация

Кастомизация – это адаптация товара или услуги под конкретного покупателя с учетом его требований и пожеланий. Это индивидуальные туры, ортопедическая обувь на заказ, программа реабилитации, разработанная под конкретного ребенка с ОВЗ, и т. д. Примеров может быть много, и в них все понятно: клиент обращается за товаром или услугой, детали тщательно обговариваются, и другому клиенту этот продукт уже, скорее всего, не подойдет.

Но есть понятие "массовая кастомизация". По сути, это оксюморон – массовое, но при этом индивидуальное!

Суть шаблона в том, чтобы предусмотреть в продукте возможность дополнительных модулей или пакетов. Их комбинация и даст ощущение индивидуальности, но при этом сами продукты останутся стандартными.

Например, ваше ателье шьет одежду для особенных детей по определенным выкройкам и лекалам. Это типовые вещи, но можно за отдельную плату наносить рисунок, который ранее был нарисован самим ребенком! Если у вас оказание услуг, этот вариант тоже подходит. Для этого нужно предоставить множество разных услуг, которые клиент сможет собирать в удобный для него пакет, включая в него одну, три или десять нужных ему услуг.

Естественное ограничение этого шаблона – процессы должны быть максимально автоматизированными, чтобы клиент действительно "собирал" свой пакет сам. 

Бритва и лезвие

При использовании модели "Бритва и лезвие" базовый продукт предлагается по низкой цене или вообще бесплатно, а вот приложения к нему, дополнительные элементы продаются по очень высокой цене. Именно они и обеспечивают основную прибыль. Например: капсульная кофемашина и капсулы к ней; станок для бритья и лезвия к нему, принтер и фирменные картриджи и т. д.

Похожа на модель Freemium, но отличие в том, что без дополнительных товаров или услуг клиент просто не сможет пользоваться продуктом. В социальном сегменте модель, скорее всего, применима к высокотехнологичным ТСР, авторским программам и методикам по реабилитации и т. д.

Здесь очень важно позаботиться о надежных патентах и защите интеллектуальной собственности. 

Прямые продажи

Наверное, самая распространенная бизнес-модель. Суть в том, что вы напрямую продаете продукт или услугу покупателю, а не через посредников или розничный магазин. В этой бизнес-модели покупатель может находиться дома, на работе или в любом другом месте. Главное преимущество прямых продаж в том, что вы общаетесь с покупателем один на один. Таким образом, вы контролируете весь процесс продажи, понимаете запросы клиента, можете выстроить доверительные отношения.

Минус шаблона в том, что он плохо масштабируется.

Самообслуживание

Модель, при которой создание стоимости частично перекладывается на клиента, в обмен он получает более низкую цену за товар. Эту модель традиционно используют супермаркеты, гастрономы, магазины по продаже одежды.

Однако ее можно применять и в сфере услуг. Французская гостиничная сеть Accorhotels внедрила эту модель в своих отелях. Постояльцам предлагаются недорогие номера с возможностью самообслуживания: люди платят за номер через автомат, через него же взамен получают ключи и самостоятельно относят свои вещи в номер.

Белая этикетка

Так называемые товары с белой этикеткой – это продукты, которые после выпуска не имеют конкретного логотипа и продаются сторонними компаниями под своим брендом. В этом случае производители несут только расходы, связанные с выпуском продукции. Самые известные примеры – в пищевой индустрии, где продукты производятся на одном заводе, помещаются в разные упаковки и продаются в розницу под разными именами.

В сегменте социального предпринимательства эта модель также может применяться, например при изготовлении особенными мастерами корпоративных подарков.

Один к одному

Также известна, как "купи один – отдай один". Это бизнес-модель социального предпринимательства, разработанная Блейком Майкоски в его компании Toms Shoes. Суть в том, что за каждый купленный товар еще один уходит на благотворительность. Так, Toms Shoes жертвует одну пару обуви ребенку в развивающейся стране за каждую пару, проданную потребителям.

nb-forum.ru

 

2016-2021. Интернет -газета "Социальный предприниматель". Бизнес во благо

ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЕ ЦЕНТРА ИННОВАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450027, г. Уфа, Индустриальное шоссе, 44/1, 6 корпус

Тел. (347) 243-38-37, 264-62-90

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

При полном или частичном копировании информации ссылка на сайт обязательна.

Наверх